В минувшую пятницу, 24 мая т.г., состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) под председательством вице-премьера Правительства РФ, координатора комиссии Т.А. Голиковой.
Ключевым вопросом повестки РТК стали изменения, которые планируются в российское налоговое законодательство. Как отметила Татьяна Голикова, важно выстроить справедливую налоговую систему, учесть интересы граждан и сторон социального партнёрства.
С сообщением по данному вопросу выступил статс-секретарь – заместитель Министра финансов России А.В. Сазанов. По словам замминистра финансов, с 2025 года в России введут прогрессивную шкалу налогообложения доходов граждан. Скорее всего, депутаты Госдумы примут изменения в законодательство уже в весеннюю сессию, то есть они вступят в силу со следующего года. Изменения начисления НДФЛ не затронут большинство граждан, а коснутся только граждан с высокими доходами. Конкретных цифр по новым ставкам НДФЛ пока нет. Финансовый блок Правительства РФ ведет консультации с законодателями, экспертным сообществом, общественными организациями, чтобы услышать настроение общества и предложить обобщенные механизмы налогообложения. О снижении налогов для малоимущих пока речи не идет, им обещают увеличенные налоговые вычеты по НДФЛ. Главная цель предстоящей реформы – увеличить поступления подоходного налога в бюджет и направить его на социалку: нацпроекты «Семья», «Молодежь», «Продолжительная и активная жизнь», а также соцподдержку, в том числе – материнский капитал. Деньги, полученные от предыдущего повышения НДФЛ государство тратит на лечение детей с редкими заболеваниями через фонд «Круг добра». И еще одна цель – снизить социальное неравенство граждан. Оно будет снижаться тем сильнее, чем выше будет верхняя ставка подоходного налога. В процессе обсуждения вопроса стороны РТК отметили рад нюансов концептуальных подходов к изменениям в налоговом законодательстве, а также положительную практику предварительного обсуждения важнейших преобразований на площадке РТК. Поддерживая в целом необходимость налоговых изменений, стороны приветствуют введение дифференцированной шкалы НДФЛ, сделав её более плавной. Стороны отмечают необходимость налогового вычета семьям с двумя и более детьми, имеющим невысокие доходы. Стороны поддерживают отмену «курсовых» пошлин и изменение налогообложения прибыли с учётом стимулирования инвестиций через федеральные налоговые вычеты, а также устранение налоговых лазеек.
Члены РТК рассмотрели также сценарные условия, основных социальных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 год и на плановый период 2026 – 2027 годов, представленные Минэкономразвития России. Сценарные условия сформированы в двух вариантах – базовом и консервативном. Базовый описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики. Консервативный вариант основан на предпосылках об ухудшении внешнеэкономических условий. По итогам 2023 г. рост российской экономики составил 3,6 процента. Ключевым драйвером стал внутренний спрос: как потребительский, так и инвестиционный. Экономика Российской Федерации не только адаптировалась к новым внешнеэкономическим условиям, но и продемонстрировала способность к устойчивому развитию. Это было достигнуто благодаря предпринятым мерам Правительства Российской Федерации и сформированному в предшествующие годы запасу прочности.
На заседании был также рассмотрен и поддержан сторонами проект постановления Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. №362». Законопроектом предложено расширить перечень работодателей, которым предоставляется субсидия на частичную компенсацию затрат на выплату заработной платы работникам, привлечённым из другой местности. Список таких организаций предлагается расширить за счёт предприятий, реализующих крупные проекты в приоритетных отраслях экономики, требующие массового привлечения работников из другой местности. Предложенные изменения смогут мотивировать привлечение работников в значимые для экономики организации.
Члены комиссии также обсудили подготовку и проведение детской летней оздоровительной кампании в 2024 году. В ходе дискуссии было отмечено, что в текущем году на отдых и оздоровление планируется направить 5,3 млн. детей, в том числе почти полтора миллиона детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 115 830 детей участников специальной военной операции, а также больше миллиона ребятишек из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Общий объём финансирования, запланированный на организацию отдыха и оздоровления детей в 2024 году, составляет почти 77 млрд. рублей. Представители профсоюзов акцентировали внимание участников обсуждения, что пора принимать кардинальное решение о закрытии так называемого «асфальтового» оздоровления, когда дети не выезжают за город, а проводят свои каникулы в школьных лагерях, а также о выделении бюджетных средств на строительство новых загородных современных баз отдыха и детских лагерей.