«Северные вопросы» поставят во главу угла в августе и октябре на выездных заседаниях рабочей группы Генсовета ФНПР, в составе которой Сергей Подосинников. Напомню, председатель ТюмнМО ВЭП планирует принять участие в режиме офлайн в двух заседаниях из трех по социально-экономическим проблемам северян. Для этих целей Сергей Витальевич намерен выехать в Ханты-Мансийск, где 30 августа состоится подобная встреча, а также 19 октября 2021 года посетит Архангельск, где будет работать очередная «северная площадка». Эти обсуждения — подготовительные этапы перед заседанием Генерального Совета ФНПР в IV квартале 2021 года по вопросу «О задачах профсоюзов по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Что необходимо обсудить в рамках социально-экономического развития Севера и что удалось добиться ФНПР в этом направлении, подытожил в статье «Северные территории-приоритет Профсоюза» Александр Корчагин, председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз России), председатель постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по защитесоциально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Предлагаем далее полный текст статьи, опубликованной 13 августа 2021 года на официальном сайте ФНПР.
Социально-экономическое развитие Севера всегда было и остается в приоритете для Нефтегазстройпрофсоюза России.
Мы традиционно активно выражаем свою позицию по «северным вопросам», в том числе на площадке РТК, в рамках работы с профильными министерствами, через решения Исполкома и Генсовета ФНПР, через «северные резолюции» ФНПР, в которых всегда красной нитью проходит вопрос о необходимости улучшения качества жизни всего населения, работающего и проживающего в северных регионах.
В целом нам много удалось добиться.
Первое. Одной из основных проблем предыдущего периода была практика работодателей по включению в заработную плату районного коэффициента и процентной надбавки. Объединив усилия, профсоюзы смогли добиться положительного решения Конституционного Суда по данному вопросу.
Второе. Если раньше мы говорили об отсутствии государственной политики в области развития северных территорий, то сейчас к этой проблеме начали относиться иначе. Положено начало консультациям по принятию базовых нормативных документов по развитию Арктики. В 2020–2021 годах утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержден единый план по их реализации, приняты государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Но работа по направлению предстоит еще большая.
Хочу отметить, что все вопросы, связанные с социально-экономическим положением северян, все фундаментальные документы в том или ином виде обсуждаются с нами, в том числе и в рамках РТК, профильных рабочих группах, на площадках министерств.
Третье. Есть подвижки и в вопросах обеспечения транспортной доступности на севере.
Расширяется перечень субсидируемых дальневосточных маршрутов. В 2018 году список маршрутов воздушных перевозок увеличили со 126 до 146. В 2019 году этот список расширен до 176. В 2019 году было трехкратно увеличено финансирование субсидируемых авиаперевозок: до 8,2 млрд рублей. Также с 2019 года купить билет и воспользоваться им можно круглый год (раньше это было возможно только в летний период), введена дополнительная льготная категория граждан. Теперь правом на приобретение льготного авиабилета помимо женщин свыше 55 лет, мужчин свыше 60 лет, инвалидов I группы, инвалидов с детства II и III группы, молодежи до 23 лет, могут воспользоваться и многодетные родители.
Для медицинских работников, переезжающих не только на Дальний Восток, но и в Арктическую зону увеличены подъемные в 2 раза – до 2 млн рублей для врачей и до 1 млн рублей для фельдшеров.
Подготовлен план развития Северного морского пути, который содержит мероприятия по развитию инфраструктуры для круглогодичного использования СМП, в том числе для перевозки транзитных грузов. Подготовлены предложения по повышению качества жизни в Арктической зоне Российской Федерации до среднероссийского уровня. Их реализация оценивается в 432,4 млрд рублей.
Четвертое. Нам на сегодняшний день удается отстаивать вопросы регулирования вахтового метода организации работ: режима труда и отдыха, оплаты труда, льгот и компенсаций вахтовикам, организации медицинской помощи, что особенно актуально для нашей отрасли. Удалось договориться с Минтрудом России относительно Временных правил работы вахтовым методом согласно в части сокращении максимального срока пребывания на вахте с 6 до 4 месяцев.
Пятое. В целях защиты интересов работников севера мы объединяем наши усилия с органами власти регионов. Действуют соглашения о взаимодействии и сотрудничестве Профсоюза с Правительствами Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с Правительством Тюменской области и с Правительством Республики Башкортостан. Мы договорились о проведении консультаций по вопросам совершенствования трудового законодательства, в том числе в части сохранения гарантий и компенсаций для северян, совершенствования пенсионного законодательства, содействия привлечению высококвалифицированных молодых специалистов для трудоустройства.
Шестое. Мы усиливаем взаимодействие и с рядом профсоюзов, для которых северная тематика также актуальна. Так, в марте 2021 года состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между нашим Профсоюзом, профсоюзом моряков и профсоюзом работников атомной энергетики и промышленности. В Соглашении зафиксирована договоренность о стремлении к сохранению трудового потенциала в Арктической зоне, привлечению высококвалифицированных специалистов и молодежи, в том числе путем формирования дополнительных экономических и социальных стимулов.
Седьмое. Мы не планируем останавливаться в борьбе за отмену повышения пенсионного возраста для северян. С момента принятия этого антисоциального решения нами было сделано немало, начиная от заявлений на уровне Генерального совета ФНПР, заканчивая рядом совещаний с Минтрудом России. Могу сказать одно. Период с принятия закона до сегодняшнего дня наглядно показал нам, что принятое решение несущественно повлияло на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. Напомню во многом именно из этого исходили разработчики, принимая такое решение.
По-прежнему пенсионный возраст не соответствует реальному возрасту утраты трудоспособности граждан, люди продолжают работать, тем самым еще больше усугубляя состояние своего здоровья. По инициативе профсоюзной стороны РТК этот вопрос был вынесен на рассмотрение рабочей группы РТК. Тогда мы предложили Минтруду России и Пенсионному фонду России провести новые расчеты возможных дополнительных затрат федерального бюджета в случае возврата действующего до 1 января 2019 года возраста выхода на пенсию для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, провести анализ влияния социальных программ на северных территориях на уровень жизни работающих и живущих там граждан. Решение рабочей группы выполнено не было. Мы на этом не остановимся и будем дальше продолжать борьбу за справедливую пенсионную систему в стране.
В конце хочу отметить, что, действительно, есть вопросы, которые нуждаются в обсуждении. Именно поэтому по инициативе «северной» постоянной комиссии Генсовета ФНПР Исполком ФНПР принял решение рассмотреть на заседании Генерального Совета ФНПР в IV квартале 2021 года вопрос «О задачах профсоюзов по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Для подготовки материалов Генсовета ФНПР запланировано проведение трех выездных заседаний рабочей группы: 26 августа в Хабаровске, 30 августа в Ханты-Мансийске и 19 октября 2021 года в Архангельске. Как раз в рамках этих встреч пройдет первый раунд обсуждения актуальных вопросов, решение которых просто необходимо для стабильного социально-экономического развития северных территорий.
Александр Корчагин
председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной,
газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз России), председатель постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Использованный источник: https://fnpr.ru/events/novosti-fnpr/severnye-territorii-prioritet-profsoyuza.html