Это неполная цитата Давида Кришталя, заместителя Председателя ФНПР, из его доклада «О состоянии охраны труда и необходимых мерах по ее обеспечению». Выступление прозвучало на Генеральном Совете ФНПР, на заседании которого работал председатель ТюмнМО ВЭП Сергей Подосинников.
В ходе того доклада 20 апреля 2022 г. заместитель Председателя ФНПР также напомнил о приближающейся важной календарной дате 28 апреля и отметил: «В 2022 году Всемирный день охраны труда проводится под лозунгом: «Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда». Тема актуальна для предприятий и организаций нашей страны, где, к сожалению, последние годы наблюдается снижение внимания к вопросам безопасных условий труда. Жизнь показывает, что всякий раз за это приходиться платить высокую цену».
Давид Михайлович обратил внимание членов Генсовета на то, что «государственное регулирование охраны труда, по существу, сводится к переизданию нормативно-правовых актов без научно обоснованных изменений».
Генеральный Совет ФНПР после выступления Кришталя предложил, правительству и работодателям ряд неотложных мер, соответствующих ратифицированной Российской Федерацией Конвенции, МОТ 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Все они вызваны сложившейся ситуацией в сфере охраны труда.
Проанализировать ее и оценить предложения, которые выдвигает профсоюз в этой части, мы предлагаем, ознакомившись с докладом:
Доклад заместителя Председателя ФНПР Кришталя Д.М. на Генеральном Совете ФНПР «О состоянии охраны труда и необходимых мерах по ее обеспечению»
.В 2022 году Всемирный день охраны труда проводится под лозунгом: «Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда».
Тема актуальна для предприятий и организаций нашей страны, где, к сожалению, последние годы наблюдается снижение внимания к вопросам безопасных условий труда. Жизнь показывает, что всякий раз за это приходиться платить высокую цену.
Постоянный анализ травматизма и профессиональной заболеваемости, проводимый технической инспекцией труда ФНПР, показывает, что из года в год работодатели скрывают все больше несчастных случаев на производстве. В среднем на одного пострадавшего в 2000 году приходилось – 28 дней нетрудоспособности, но в 2020 уже 50 дней нетрудоспособности. Это говорит, что расследуются и регистрируются самые тяжелые случаи, которые уже невозможно скрывать, когда человек почти 2 месяца находится на больничном и в большинстве случаев становится инвалидом. При этом примерно половина смертельных случаев, не связывают с производством, так как работники умирают на рабочих местах от инфаркта или инсульта.
Нельзя забывать и про пандемию COVID-19, которая унесла немало жизней. Работники здравоохранения за последние годы приняли на себя сильнейший удар и, увы, не все его выдержали.
По данным Фонда социального страхования в 2021 году выявлено более 4000 профессиональных заболеваний, в том числе 964 — при добыче угля, 933 случая — в здравоохранении — большая часть — это заболевания ковидом, и 395 — в металлургии.
Необходимо отметить вопиющую ситуацию, когда ковид у медицинских работников в большинстве случаев признается профзаболеванием лишь посмертно! Единицы из тысяч переболевших и получивших соответствующие выплаты по указу президента из Фонда соцстраха, смогли добиться оформления профессионального заболевания.
По итогам 2021 года мы наблюдаем рост травматизма. Причем тяжелых несчастных случаев рост на 6 процентов. Смертельных случаев, связанных с производством рост на 10 процентов. В групповых и смертельных случаях в 2021 году страна потеряла 1655 человек, что на 12 процентов выше, чем в 2020 году.
Больше всего работников погибло в прошлом году в строительстве — 339 человек, на обрабатывающих производствах – 306 человек, в отраслях транспортировки и хранения – 232 человека и при добыче полезных ископаемых – 177 человек.
Серия авиакатастроф в период с июня по октябрь 2021 года. В России произошло 20 крупных авиакатастроф. В результате чего погибло 67 человек: 34 пассажира, 33 члена экипажа (5 из которых были военнослужащие, 3 члены экипажа Росгвардии, 5 членов экипажа – офицеры ФСБ).
Пострадало 33 человека: 30 пассажиров, 3 члена экипажа.
21 мая, г. Таганрог, трагедия в МУП «Управление «Водоканал», в которой погибло 11 работников.
29 июля, г. Каменск-Шахтинский, вспышка на ФКП «Комбинат «Каменский», которая унесла жизни 7 человек.
22 октября, п. Лесной Рязанской области, в ООО «Разряд» на территории завода ФГУП «Завод синтетических волокон «Эластик» в результате взрыва погибло 17 человек.
12 ноября, г. Красноярск, в филиале АО «Мостострой — 11» ТФ «Мостоотряд — 36» погибло в результате ДТП 5 работников.
25 ноября, катастрофа на шахте «Листвяжная» в г. Белово Кемеровской области унесла жизни 51 работника.
Уроки аварии на шахте Распадская не учтены. Поручения В.В. Путина, в то время, будучи премьер-министром, до конца не выполнены.
Минтруд в своем докладе о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2020 году обращал внимание на распределение несчастных случаев в зависимости от категории риска присвоенной юридическому лицу.
В категории низкого риска, где плановые проверки Государственной инспекции труда вовсе не предусмотрены с 2018 года фиксируется рост травматизма с 1741 случая до 2106 случаев в 2020 году (на 21 %). Из них тяжелых случаев с 1282 до 1409 случаев (на 29,5%), групповых со 105 до 136, и смертельных с 356 до 561 случая в 2020 году (на 58 %). Как возможно по умолчанию присваивать уровень низкого риска, отменить проверки и по итогам наблюдать рост травматизма?
О чем говорят эти цифры, на что должны быть нацелены усилия социальных партнеров, чтобы изменить не только статистику, но и отношение к этому важнейшему вопросу — к вопросу сохранения жизни и здоровья работников.
В первую очередь нам необходимо понять, что невозможно соблюдать требования безопасности XXI века, если используется технология, и оборудование XIX. Работник не будет в безопасности, работая на устаревшем оборудовании, которое уже выработало свой срок службы.
Анализ состояния основных фондов на предприятиях России за 2017-2020 годы показал, что наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на предприятиях по транспортировке и хранению, где износ машин и оборудования достигает 71%, на предприятиях по добыче полезных ископаемых износ достигает 64%, в строительной отрасли – 61%.
Во всех основных отраслях экономики степень износа машин и оборудования более 50% – это энергетика, жилищно-коммунальные хозяйства, обрабатывающие производства, сельское, лесное хозяйство и рыболовство. При этом коэффициенты обновления и выбытия в этих отраслях находятся ниже критических минимумов, то есть, практически не обновляются.
Экономическая ситуация выхода из пандемии осложнилась введением ограничений и санкций ряда недружественных стран.
Необходимо отметить, что Президентом России и Правительством принимаются комплексные меры по поддержке экономики базовых отраслей и экономики страны в целом. Безусловно, это правильно.
Но, при этом мы обращаем внимание на предложения работодателей по снижению затрат на всё, что касается охраны труда и безопасности производства. Как правило, эти предложения исходят от предприятий малого и среднего бизнеса, которые направляются в Правительство от имени Губернаторов регионов.
Отношение работодателей к своим сотрудникам сформировали ситуацию, когда работники вынуждены игнорировать требования безопасности и охраны труда для увеличения заработка. Это никак не соотносится с целями повышения культуры охраны труда. Поскольку постоянная составляющая заработной платы порой намного ниже, чем 50 процентов. Я чуть позже об этом тоже скажу. Это просто недопустимо.
Анализируя последствия реформы контрольно-надзорной деятельности, мы видим катастрофические последствия для государственной инспекции труда, которая по факту сегодня обезвожена. Уровень заработной платы инспекторского состава не позволяет конкурировать с работодателями и содержать специалистов высокого уровня знаний и подготовки. К нам приходят сообщения, что в ряде регионов недокомплект инспекторов достигает 80-90 процентов.
Федеральным законом о государственном и муниципальном контроле (надзоре) введены ограничения в разрез положений ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Ограничены права инспекторов на проведение проверок без согласований и предупреждений работодателя заранее. Одним росчерком пера вводится мораторий на проверки то из-за пандемии, то из-за экономических санкций.
Сейчас я прошу обратить внимание на то, с кем мы работаем и в какой обстановке мы работаем. Из Трудового Кодекса изымаются целые статьи, регулирующие деятельность Государственной инспекции труда. А если говорить о Государственной инспекции труда, то её и уже не было бы 5-7 лет назад. И все члены профсоюзов должны знать, что она существует благодаря профсоюзам.
Из Трудового Кодекса изымаются целые статьи, регулирующие деятельность Государственной инспекции труда через подлог. Федеральным законом №220 исключена Статья 360 ТК РФ «Порядок организации и проведения проверок работодателей».
В 2021 году был подготовлен законопроект. В первом чтении он был рассмотрен 14 апреля, накануне его рассмотрела РТК. Цель разработки – внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и ординатуре. А перед вторым чтением 9 июня два депутата Государственной Думы внесли в законопроект ряд поправок. Полностью изменивших суть законопроекта, а 15 июня проект был принят во втором чтении, потом сразу прошел в Совет Федерации и был подписан Президентом России.
В результате деятельность Роструда полностью подчинена закону Российской Федерации «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», направленному на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть защита прав работодателей, а не работников.
По нашему мнению, идет целенаправленное уничтожение Государственной инспекции труда и дальше. Мы призываем Правительство не допустить этого и принять срочные меры по восстановлению прав инспекции и обеспечения ее должного функционирования на всех уровнях.
В связи с реализацией «регуляторной гильотины», которая часто безосновательно отменяет обязательные требования, якобы снижая нагрузку на бизнес. Да можно сказать, что она снижается сейчас, в моменте, в краткосрочной перспективе. Но если смотреть чуть дальше в будущее, то неизбежен риск угробить своими руками основную ценность – здоровье человека.
Последние несколько лет все официальные органы отчитываются о снижении травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшении условий труда. Только профсоюзы указывают на недостаточность, а точнее на недостоверность данных!
Условия труда улучшаются последние 10 лет очень часто только на бумаге – на тех самых результатах спецоценки, которая игнорирует целый ряд гигиенических показателей. Если вычеркнуты вредные факторы из Методики оценки, это не значит, что они перестали влиять на здоровье работника.
Профсоюзы с самого начала внедрения специальной оценки условий труда заявляли о несоответствии ее результатов реальным условиям труда, о том, что необходимо расширять перечень факторов, по которым проводится оценка.
Работая на открытом воздухе, у работника не учитываются климатические условия и тепловое воздействие от промышленного оборудования. Работая в канализационном люке, у работника не оценивается биологический фактор. Целая группа психофизиологических факторов игнорируется, несмотря на то, что во всех развитых странах и Всемирной организацией здравоохранения стресс рассматривается как заболевание связанное с трудовыми функциями (инфаркт, инсульт). Что говорить о профессиональной онкологии — нам до этого очень далеко!
Гигиеническая оценка условий труда всегда являлась и должна оставаться в сфере регулирования Роспотребнадзора. Только врачи гигиенисты, только эксперты медицины труда, гигиены труда, и профпатологии могут обеспечить адекватную оценку условий труда, анализ результатов, соотнесение с данными о причинах профессиональных заболеваний и предложить эффективные мероприятия, как защитить и восстановить здоровье трудящихся.
У Министерства труда была прекрасная возможность реализовать свои полномочия в этом же направлении через инструмент оценки профессиональных рисков.
При разработке проектов нормативных актов в развитие новой редакции 10 Раздела ТК РФ ФНПР настойчиво убеждало Минтруд о необходимости глубокой проработки системы оценки профессионального риска. Что же мы имеем на сегодняшний день. Оценка профессиональных рисков в предложенной конфигурации не включает в себя индивидуальное состояние здоровья работника. Вариант, предложенный Минтрудом опять идет параллельно действующей системе Роспотребнадзора. Когда у Роспотребнадзора уже давно разработаны и внедрены методики оценки профессионального риска для здоровья работников. Причем это сделано специалистами в области медицины труда.
Вместо четкого понятного всем регламента или правил выпущены лишь Рекомендации Минтруда. От работодателя требуется лишь факт оформления документа о проведении оценки профессионального риска. Качество оценки, уровень профессиональных рисков на предприятиях никем и никак не контролируется. Одна и та же опасность может быть оценена как высокий риск, так и низкий, все решает работодатель.
Мы предлагаем провести работу по регламентации процедур по оценке профессиональных рисков с учетом наработанного опыта и существующих практик, а также дополнительно проработать вопрос оценки риска травмирования работников.
Федерация Независимых Профсоюзов России совместно с членскими организациями вела очень большую работу по каждому проекту законодательных и нормативных правовых актов.
Мы благодарны нашим представителям в Государственной Думе за то, что проявили активную позицию и поддержали ключевые требования профсоюзов.
Благодаря усилиям наших членских организаций, лично Михаилу Васильевичу Тарасенко, лично Кабановой Валентине Викторовне, лично Бессараб Светлане Викторовне, и ряда других наших товарищей, мы сделали всё, чтобы это принято не было.
Серьезные изменения в Трудовом кодексе будут и в текущем году. В связи с трагедией на шахте Листвяжная в Кузбассе, Президент России В.В. Путин провел совещание и дал ряд поручений. Основной блок поручений связан с деятельностью в области промышленной безопасности в угольной отрасли, в том числе проведения совместных проверок Прокуратуры, Ростехнадзора, Роструда и Росуглепрофа. Поручено дополнительно отрегулировать состав условно постоянной и переменной частей заработной платы шахтеров и поднять уровень базовой ставки в рамках Отраслевого соглашения по угольной отрасли.
Ряд поручений носят общий межотраслевой характер в целом укрепляющие позиции профсоюзов и их инспекций. Но это не значит, что это просто так будет решаться само по себе. За это надо бороться.
Необходимо усилить ответственность работодателей за нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению в части касающейся охраны труда работников.
Было сказано и в докладе Михаила Викторовича и выступающие подтвердили по поводу распространения коллективного договора, отраслевого соглашения на всех работников и на всех работодателей.
Разработан Проект о внесении в Кодекс об административных правонарушениях штрафов за не выполнение обязательств по вопросам условий и охраны труда, установленных коллективным договором, соглашением.
Также Президентом поручено уточнить полномочия Роструда по осуществлению контроля за выполнением работодателями отраслевых соглашений.
Мы пытаемся расширить права Роструда, но Минэкономразвития категорически против и настаивает на том, что Роструд должен проверять только те случаи, которые связаны с угрозой жизни и здоровья человека. При этом не выплата заработной платы, незаконное увольнение и сокращение не попадают под понятие угрозы жизни и здоровья. Только недавно не далеко от Уссурийска сотрудник сельскохозяйственной фирмы убил свою начальницу за то, что она несколько месяцев не выплачивала ему заработную плату. Понимаете, это всё очень серьезно.
Вчера было подписано Соглашение о взаимодействии ФНПР и Роструда, в рамках которого и будет строится наше дальнейшее взаимодействие и по указанному поручению.
Кроме того:
— установить обязанность работодателей обеспечивать профсоюзам возможность осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства, иных актов, коллективных договоров и соглашений;
— установить ответственность работодателей за воспрепятствование осуществлению профсоюзного контроля.
Проекты законов по данным поручениям также профсоюзами поддержаны. Но у нас есть предложения, которые мы направили в Государственную Думу и дополнительно обсудим на РТК.
Более того, в соответствии с поручениями прорабатываются вопросы:
— не учитывать предложения и замечания, реализация которых может повлечь за собой снижение уровня безопасности жизни и здоровью граждан или окружающей среде при рассмотрении проектов актов в области промышленной безопасности;
— предусмотреть, что в отношении проектов нормативных правовых актов, одобренных РТК, механизм «регуляторной гильотины» не применяется и такие проекты в ее комиссиях не рассматриваются.
Со своей стороны, мы предложили не останавливаться на формальном выполнении поручений Президента, необходимо решить проблему с регулированием деятельности Государственной инспекции труда и вернуть в Трудовой кодекс статью 360 «Порядок организации и проведения проверок работодателей» и вывести инспекцию из-под действия федерального закона № 248 «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)». Поручениями Президента решена часть вопросов с уровнем заработной платы инспекторов Ростехнадзора, необходимы аналогичные меры и в отношении государственных инспекторов труда Роструда.
Считаем возможным рассмотреть применяемые системы оплаты труда, где постоянная составляющая 70 процентов и выше и в других отраслях, где достаточно большое количество опасных производств, где работники ежедневно подвергаются повышенным рискам. А их оплата труда зависит от объема выпущенной продукции, что вынуждает работника игнорировать требования безопасности.
Завершая свой доклад, считаю необходимым отметить, что роль профсоюзов по защите здоровья и безопасности работников, контролю по вопросам охраны труда, безопасность производства стоят на одном уровне с задачами по защите и сохранению занятости, достойного уровня заработной платы и благосостояния каждого работающего человека.
Как мы видим, часто рассматриваются показатели производственного травматизма и профзаболеваемости в отрыве от экономической ситуации в стране и конкретных отраслях, условия труда оцениваются вне климатических особенностей территорий в России должны понимать, что 70 процентов территорий, это Север, и профессиональные риски рассматривают без учета здоровья конкретного работника, при этом более 50 процентов смертей на рабочих местах только фиксируют, но не связывают с производством. При этом единственным органом, куда может обратиться работник и где смогут ему помочь остается профсоюз и его инспекции труда.
Нам необходимо обеспечить укомплектованность технической инспекции труда компетентными специалистами. Для этого ФНПР и АТиСО проводят работу по восстановлению работы Открытого института охраны труда, промышленной безопасности и экологии как опорного института технической инспекции труда профсоюзов.
Необходимо налаживать и укреплять взаимоотношения с территориальными органами Роструда, Ростехнадзора и Роспотребнадзора.
Мы вчера вам показали пример, поэтому я думаю, в ближайшее время вам необходимо подписать аналогичные договоры и соглашения.
Необходимо информировать работников о недопустимости сокрытия несчастных случаев и сообщать в профсоюзы о таких фактах по существующим «горячим линиям».
Защита жизни и здоровья работников сегодня – это основа для развития страны на годы вперед.
Скачать доклад заместителя Председателя ФНПР
Использованные источники: https://fnpr.ru/events/novosti-fnpr/doklad-zamestitelya-predsedatelya-fnpr-krishtalya-d-m-na-generalnom-sovete-fnpr-o-sostoyanii-okhrany.html
https://fnpr.ru/events/novosti-fnpr/vesennee-zasedanie-generalnogo-soveta-fnpr-.html