С какими проблемами сталкиваются работники, выезжающие на работу на Север вахтовым методом и тех, кто, проработав на Севере долгое время, при выходе на пенсию, переезжают на постоянное место жительства в другие регионы страны? И почему государство само получается подталкивает пенсионеров Севера к обману при переезде в иной регион на место жительство и сохраняя прописку в суровом крае? Об этом 19 октября 2021 года присутствующим на VII Северной межрегиональной конференции в Москве поведал Михаил Кивацкий, председатель Тюменского облсовпрофа, в структуру которого входит ТюмнМО ВЭП. В своем докладе Михаил Николаевич представил выход из сложившейся ситуации.
Какими льготами и гарантиями необходимо наделить северян и что для этого предпринять — эта информация содержится в тексте выступления профсоюзного лидера из Тюменской области. Доклад Михаила Кивацкого прозвучал во вторник в присутствии заместителя Министра по труду и социальной защиты Андрея Пудова и депутатов Госдумы нового созыва.
Далее текст выступления М. Н. Кивацкого:
Добрый день, уважаемые коллеги!
В своем выступлении я хотел бы затронуть проблемы, с которыми сталкиваются работники, выезжающие на работу на Север вахтовым методом и тех, кто, проработав на Севере долгое время, при выходе на пенсию, переезжают на постоянное место жительства в другие регионы страны.
На сегодня численность работающих вахтовым методом в Ямало-Ненецком автономном округе составляет порядка 97 тысяч человек (30,93% от числа занятых), из них приезжает из других регионов около 73 тысяч человек (23,2% от числа работающих).
В Ханты-Мансийском автономном округе общая численность работников, работающих вахтовым методом составляет 82 тысячи человек (9,14% от числа работающих).
Несмотря на то, что Трудовым кодексом и другими нормативными документами определены правила работы вахтовым методом, работники сталкиваются с нарушениями труда и отдыха, оплаты труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты, создания нормальных условий для проживания.
Например, в период найма работодатель устно согласовывает с будущим работником размер оплаты труда, условия проживания и так далее. За счет средств организации работник пребывает на место работы, а там предлагают подписать договор совсем на других условиях, с которыми ему приходится соглашаться, так как средств на возвращение домой у него нет. Поэтому считаем, что необходимо внести поправки в законодательство, касающееся работы вахтовым методом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть наделены полномочиями по квотированию привлекаемого вахтового персонала в целях привлечения безработных граждан, проживающих на данной территории. Это важно, так как согласно медицинским наблюдениям и зафиксированным фактам, заболеваемость у вновь прибывших работников на вахту в три раза выше, нежели у местных жителей. Медицинский контроль к вновь прибывшим на Север должен быть особый, так как наибольшее количество умерших людей приходится именно на первые 5 лет жизни на Севере, а в условиях Крайнего Севера – на первый год жизни и работы. Причем заболеваемость прибывших возрастает по мере увеличения природно-климатической контрастности между местом их постоянного проживания и местом вахтовой работы.
Профзаболеваемость вахтовиков, прибывших их Закавказья выше в 9 раз, по сравнению с заболеваемостью жителей северных районов страны, а приехавших из Казахстана – в 4 раза, из средней полосы Российской Федерации – в 3 раза.
На сегодня в числе гарантий, установленных работникам – вахтовикам статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации, отсутствует какое-либо упоминание о компенсации проезда от места постоянного проживания до места сбора и обратно.
В связи с чем, Минфин РФ обязывает облагать ее НДФЛ, так как данную компенсацию он относит к доходам, полученным работником в натуральной форме, а значит, он должен облагаться НДФЛ (письмо Минфина РФ от 26.02.2013г. № 03-04-06/5379, от 30.06.2011г. № 03-03-06/1/384).
Кроме того, Минфин указывает на то, что данная компенсация не поименована в п.п. 2а.1 ст. 422 Налогового кодекса Российской Федерации и выплачивается в рамках трудовых отношений с работником. Ее отсутствие в составе необлагаемых компенсационных выплат обязывает работодателя обложить такую компенсацию страховыми взносами в полном объеме.
Предлагаю внести в п.п.2 ст.422 Налогового кодекса Российской Федерации дополнение об отнесении к необлагаемой страховыми взносами компенсации за проезд работника от места постоянного проживания до места сбора и обратно.
Предоставление льгот и гарантий работающим, в связи с выходом на пенсию, неразрывно связано с решением вопроса привлечения и закрепления трудоспособного населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Мне хотелось бы поделиться той практикой, которая сложилась в сложнопостроенном субъекте Российской Федерации, таком, как Тюменская область. В свое время, Конституционный суд Российской Федерации, наделив правами субъекта Российской Федерации Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, рекомендовал выстраивать отношения автономных округов с Тюменской областью в соответствии с Договором между органами власти, которым предусмотрена разработка государственной программы «Сотрудничество». Благодаря программе пенсионеры получают дополнительные льготы независимо от места проживания на территории Тюменской области, чего не имеют пенсионеры, переехавшие из других регионов Севера страны.
Целевая программа «Сотрудничество» предусматривает предоставление мер социальной поддержки неработающим гражданам, переехавшим в Тюменскую область из автономных округов (в том числе пенсионерам – получателям страховой пенсии по старости): женщинам, достигшим возраста 50 лет, мужчинам – 55 лет и старше, проработавшим на территории ЯНАО не менее 15 календарных лет и неработающим инвалидам, проработавшим на территории ЯНАО не менее 10 календарных лет, выехавшим из ЯНАО на постоянное место жительства на юг Тюменской области.
Ежегодно на пенсию выходят 8 тысяч человек, работающих в Ямало-Ненецком и 20 тысяч человек в Ханты-Мансийском автономных округах. Из них только часть остается проживать на Севере, остальные переезжают в другие регионы страны. В Тюменской области с районов крайнего Севера и приравненных к ним районов на юг Тюменской области переселяются ежегодно большое количество человек.
Всего объем средств на реализацию программы в 2015 – 2023 годах составит 248 миллиардов 181 миллион 901 тысяча рублей. Из них на оказание услуг – 48 миллиардов 195 миллионов 455 тысяч рублей. На 2021 год эта сумма составляет 52 миллиарда 817 миллионов 380 тысяч рублей, из них на оказание услуг – 6 миллиардов 468 миллионов 123 тысячи рублей.
Назову только отдельные меры социальной поддержки в областных организациях социальной направленности гражданам, выехавшим на постоянное место жительства на юг Тюменской области:
— возмещение затрат по оплате ЖКУ, связи, проезда на маршрутном транспорте получают 863 человека на сумму 15 миллионов 370 тысяч рублей (из Ханты-Мансийского округа) и 3308 человек на сумму 53 миллиона 800 тысяч рублей (из Ямало-Ненецкого округа);
— доплату разницы между базовой частью трудовой пенсии граждан, проживающих в ХМАО-Югре и базовой трудовой пенсии граждан, проработавших 20 и более лет в Ханты-Мансийском округе получают 7526 человек на сумму 121 миллион 525 тысяч рублей;
— ежемесячные пособия неработающие пенсионеры и инвалиды Ямало-Ненецкого округа получают 12049 человек на сумму 286 миллионов 500 тысяч рублей;
— единовременную материальную помощь получил 621 человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации на сумму 13 миллионов 500 тысяч рублей из Ямало-ненецкого округа;
— на содержание 479 граждан пожилого возраста и инвалидов, детей с особенностями развития, направленных на проживание в дома-интернаты юга Тюменской области из Ханты-Мансийского округа направляется 182 миллиона 141 тысяча рублей;
— обеспечение инвалидов Ямало-Ненецкого округа реабилитационными путевками в количестве 453 человек на сумму 112 миллионов 920 тысяч рублей на юге области;
— предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области на сумму 2 миллиарда 500 миллионов рублей;
— оказание специализированной медицинской помощи жителям ЯНАО в больницах юга Тюменской области на сумму 152 миллиона 979 тысяч рублей;
— на удешевление транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортном направляется 3 миллиарда 200 миллионов 30 тысяч рублей.
Количество семей ХМАО-Югры и ЯНАО, получивших социальные выплаты для обеспечения жилыми помещениями в 2020 году – 3036 семей.
Количество жителей ЯНАО, получивших медицинскую помощь на юге Тюменской области – 4347 человек в 2020 году.
Количество жителей ХМАО и ЯНАО, получивших доплаты к пенсии, единовременные выплаты, компенсации на оплату ЖКУ, связи, проезда на маршрутном транспорте в 2020 году – 21288 человек.
Кроме того, направляются средства на строительство детских садов, школ, поликлиник, спортивно-оздоровительных центров, больниц и реконструкцию социальных объектов. Таких объектов -28. Так, на 2021 год запланировано выделить 8 миллиардов 742 миллиона 915 тысяч рублей только в Ямало-Ненецкий округ. В Ханты-Мансийский округ – 7 миллиардов 389 миллионов рублей.
Источником финансирования программы является поступление части налога на прибыль организаций, уплачиваемого налогоплательщиками.
Считаю, что такой подход должен быть распространен на всех пенсионеров, переселившихся с Севера, и решаться он должен на государственном уровне. Должна быть создана единая система предоставления льгот и компенсаций для лиц, выезжающих с Севера, в связи с выходом на пенсию. Тем более все выплаты, так или иначе, связаны с восстановлением здоровья, потерянного на Севере.
Необходимо еще раз внимательно изучить вопрос повышения пенсионного возраста для Северян на 5 лет. Ведь это никак не способствует увеличению продолжительности жизни, сохранению здоровья Северян. Ведь мы все хорошо знаем, что проживание в районах Севера свыше 15 лет приводит к резкому ухудшению здоровья, что подтверждается медицинскими исследованиями.
Вместе с тем, повышение пенсионного возраста, предоставляемые денежные компенсации лицам, проживающим только на Севере, не способствует переезду жителей, достигших пенсионного возраста в другие регионы страны.
Но каковы затраты, связанные с проживанием лиц пенсионного возраста на Севере и более мягком климате. Кто-то это просчитывал? И еще не могу не сказать, об одной из возможностей привлечения молодежи для работы на Севере. Отсутствие системы распределения выпускников учебных заведений также не способствует привлечению и закреплению молодежи на Севере. Распределение гарантировало молодому человеку рабочее место, жилье. Позволяло молодежи увидеть Север, влюбиться в него, остаться там, проявить себя. Сколько героев, которыми мы гордимся, взрастил только Тюменский Север.