Новации кабмина: профсоюзный взгляд. Отраслевые профлидеры — об ожиданиях от обновленного правительства

      Комментарии к записи Новации кабмина: профсоюзный взгляд. Отраслевые профлидеры — об ожиданиях от обновленного правительства отключены

Назначение нового министра — событие для отрасли знаковое, неординарное. Многие СМИ сочли изменения в правительстве, произошедшие после инаугурации президента, не слишком значительными. Тем не менее обновления коснулись ряда принципиальных направлений работы кабмина, таких как оборона, промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство. “Солидарность” попросила нескольких профлидеров прокомментировать министерские изменения по их направлениям работы.

Юрий Офицеров, председатель Всероссийского “Электропрофсоюза”:

— Взаимодействие с исполнительной властью у нас налажено очень хорошо. Сформировались хорошие традиции работы с Минэнерго как на уровне министра, его профильных заместителей, так и ниже — на уровне конкретных подразделений. Так было, когда у руля Минэнерго стояли Александр Новак, Николай Шульгинов. Я уверен, что с приходом на министерский пост Сергея Цивилева соцпартнерство в отрасли продолжит укрепляться. Это особенно важно в свете того, что в нынешнем году заканчивается действие отраслевого тарифного соглашения в сфере электроэнергетики, впереди новый этап переговоров.

В предстоящем общении с министерством, с представителями бизнеса наш профсоюз ставит задачу добиться опережающего роста зарплат, в том числе минимальной тарифной ставки. Также хотелось бы добиться увеличения отдельных социальных выплат и расширения гарантий для энергетиков — о конкретике сможем рассказать уже в процессе переговоров. Отдельно перед нами стоит вопрос вовлечения в соцпартнерство работодателей, еще уклоняющихся от подписания ОТС. Процессы в этом направлении идут, встречи в Минэнерго проходят регулярно, и результаты в целом есть. Полагаю, переговоры-2024 станут индикатором для определения степени социальной направленности нового руководящего состава Минэнерго.

Андрей Чекменев, председатель Роспрофпрома:

— Минпромторг — ведомство многопрофильное, на него выходят разные отраслевые профсоюзы: ГМПР, Профавиа и другие. Наш профсоюз в последнее время работал в основном не напрямую с министром, а с профильным департаментом и с замминистра. И с Ростехом, в составе которого действуют примерно 90% наших профсоюзных организаций. Обозначу проблемы, которые в наших отношениях с Минпромторгом не решаются уже несколько лет. Первое — вопрос награждения заслуженных людей званием “Ветеран труда”, с получением которого человек может рассчитывать на определенные льготы и выплаты от государства. Парадоксально, но именно в промышленности получить это звание уже на протяжении нескольких лет стало практически невозможно. Дело в том, что медаль “За трудовую доблесть” — единственная ведомственная награда для представления к этому званию, и получить ее может только человек, обладающий какой-либо наградой в конкретной промышленной отрасли. А такая награда, в свою очередь, получается после выдачи почетной грамоты, для получения которой сначала надо получить благодарность. В общем, путь к званию ветерана труда именно в промышленности стал крайне долог и сложен. Настолько, что лишь несколько сотен наших работников получили это звание за последние пять лет. Безусловно, хотелось бы, чтобы обновленное руководство Минпромторга обратило внимание на эту проблему.

Второе — это вопросы восстановления и развития легпрома. Его организациям работать в стране крайне непросто из-за высокой конкуренции со стороны азиатского рынка. Для развития этой части отрасли нужны целевые субсидии и льготы от государства.

 Третье — организация более плотного взаимодействия профсоюзов и Минпромторга. Несмотря на то, что профсоюзы — наиболее массовые общественные организации, работающие в промышленности, из более 30 членов общественного совета при Минпромторге лишь один — наш представитель (Алексей Тихомиров, глава Профавиа). С нашей точки зрения, в общественном совете должно быть более внушительное профсоюзное представительство. Это поможет оперативнее и полноценнее доносить до руководства ведомства пожелания трудовых коллективов. Напрямую с Антоном Алихановым, возглавившим Минпромторг, мы раньше не работали. По отзывам коллег, это вдумчивый и компетентный человек, готовый лично погружаться в проблемы и заинтересованный в их оперативном решении. Так что будем надеяться на взаимодействие.

Отдельно отмечу приход Андрея Белоусова на пост министра обороны. Работники многих оборонных организаций являются членами нашего профсоюза, поэтому мы в курсе большинства отраслевых достижений и проблем. С началом СВО госзаказ в “оборонке” вырос в несколько раз, руководители организаций и коллективы отмечают, что денег действительно стало больше. Но есть целый пул принципиальных для оборонпрома вопросов, нуждающихся в пристальном внимании руководства министерства. В частности, это подходы к индексации цены на ряд важных для ОПК изделий. Дело в том, что расценки на их изготовление менялись совсем незначительно. Условно: закрепили несколько лет назад цену за изделие 100 рублей, и спустя годы цена поднялась лишь до 102 рублей — вроде так решили в Минфине и Минэкономразвития. Между тем стоимость расходников, “коммуналки”, электричества выросла значительно больше. Да и индексировать оплату труда надо было. Конечно, в таких условиях трудно было говорить о рентабельности ряда организаций ОПК даже на уровне 15%, обозначенных ранее президентом Путиным. И многие организации были вынуждены отказываться от собственных баз отдыха, санаториев-профилакториев и прочих соцобъектов, которые автоматически записывались в непрофильные активы, хотя были, безусловно, важным фактором привлечения и закрепления специалистов.

И еще вопрос экономического характера, относительно свежий. Из-за серьезной интенсификации труда ряд организаций перешли фактически на круглосуточный режим работы. А это — доставка ночных смен, организация работы столовых и прочие бытовые моменты. Кто за это должен платить? Выходит, что снова сами организации. А есть ли у них на это деньги?.. Так что с вопросами финансирования “оборонки” необходимо серьезно разбираться.

Андрей Белоусов известен как прекрасный экономист и настоящий государственник. Могу предположить, что он обратит внимание на описанные мной эти и другие проблемы организаций ОПК. А наш профсоюз всегда готов подсветить болезненные моменты, о которых в силу понятных причин не всегда в полном объеме докладывают наверх.

Галина Юрова, зампред профсоюза работников АПК РФ:

— Несмотря на смену министра, серьезного изменения политики в управлении агропромышленным комплексом России мы не ожидаем. Дмитрий Патрушев продолжает курировать сельское хозяйство, но теперь уже в должности вице-премьера. Оксана Лут занимала пост заместителя министра сельского хозяйства с 2018 года. При этом с конца декабря 2021 года — в статусе первого замминистра. Она прекрасно знает отрасль. Это профессиональный и компетентный человек, серьезный экономист. Результаты, которых сельское хозяйство страны добилось за последнее время, — в том числе ее достижение. Кроме этого новый министр является членом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Так что с точки зрения взаимодействия министерства с профсоюзом тоже не ожидается каких-либо резких перемен.

Сейчас на уровне Минсельхоза мы обсуждаем заключение нового отраслевого соглашения. С практической точки зрения — это главная задача. Поэтому, в качестве пожелания, хотелось бы, конечно, чтобы в нашем профильном министерстве большее внимание обратили на социальную составляющую, включающую в том числе и кадровые вопросы, и вопросы охраны труда.

Владимир Ломакин, председатель Общероссийского профсоюза работников общественного транспорта и дорожного хозяйства:

 — Роман Старовойт — лицо для транспортной отрасли не новое. Он долгое время руководил Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), а в 2018 году, незадолго до назначения врио губернатора Курской области, занимал пост замминистра транспорта. То есть это знающий, профессиональный, компетентный человек, не боящийся непростых задач и умеющий работать со сложными, стрессовыми для отрасли ситуациями. Вместе с тем интересы работников отрасли никогда не оставались в стороне от Старовойта, не откладывались им в долгий ящик. На посту директора Росавтодора он всегда был нашим надежным социальным партнером, неоднократно участвовал в профсоюзных съездах и пленумах, выступал перед нашими лидерами, общался с ними, выслушивал пожелания и никогда их не игнорировал. То есть он абсолютно в курсе того, что собой представляет профсоюз и как реагировать на озабоченность представителей работников.

 Отмечу, что у профсоюза и у Старовойта как минимум похожие представления о том, что сегодня является наиболее болезненной проблемой для развития городского транспорта. А именно — вопрос полноценного финансирования работы общественного транспорта в регионах, а также своевременной и полной индексации выделенных средств. Это проблема известная и крайне болезненная, наши профлидеры неоднократно заостряли на ней внимание власти и общественности: транспортная система финансируется, к сожалению, не в полном объеме. С одной стороны, оплата проезда — социально значимая величина, и региональные власти крайне неохотно идут на повышение суммы, взимаемой с граждан за проезд. С другой — и выпадающие доходы из региональных бюджетов компенсировать не торопятся. А это сказывается и на возможности обновления техники на автотранспортных пассажирских предприятиях, и на фонде оплаты труда специалистов.

 В августе прошлого года состоялось заседание президиума Госсовета РФ по вопросам развития общественного транспорта. И Роман Старовойт в присутствии президента Владимира Путина как раз обозначил эту тему в качестве одной из болезненных точек отрасли. И еще тогда огласил планы наделить субъекты РФ правом устанавливать для контрактов транспортного обслуживания возможность применять формулу цены, а также правом изменять параметры маршрутов при заключении долгосрочных контрактов, в том числе при необходимости обеспечив внесение изменений. Так что, полагаю, сейчас, с приходом Старовойта на министерский пост, эта история будет продвигаться. Тем более что, будучи губернатором, Роман Старовойт получил прекрасный опыт работы и с другой стороны и теперь знает, с чем сталкивается руководство регионов. Кстати, в этом качестве теперь уже экс-губернатор провел проект полной модернизации общественного транспорта Курской агломерации.

В общем, полагаю, что влияние позиции Минтранса в регионах вырастет. И надеюсь, что те традиции, добрые отношения и совместная работа, которые ранее установились у профсоюза и на уровне ведомства и лично с Романом Старовойтом в плане честного обсуждения актуальных задач, не только сохранятся, но и будут развиваться.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/novatsii-kabmina-profsoyuznyy-vzglyad.html Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©, автор Александр Кляшторин