С 1 сентября 2024 года вступит в силу Федеральный закон от 13 июля 2024 года № 185-ФЗ (далее – Закон), который вносит целый ряд сутевых изменений и дополнений в действующий с 2003 года Федеральный закон «Об электроэнергетике». Основная цель законодательно закрепленных поправок в действующий ФЗ – консолидация электросетевого рынка в России. Сразу отметим, что обсуждение данного Закона на стадии проекта не проводилось ни на площадке ФНПР, ни в Министерстве энергетики России, ни в профильных рабочих группах Российской трехсторонней комиссии, ни на самой РТК соответственно.
Основной новацией Закона (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480728/) является необходимость определения в каждом субъекте РФ системообразующей территориальной сетевой организации (далее – СТСО) в соответствии с критериями, которые также закреплены в обсуждаемом Законе. Соответственно в самое ближайшее время СТСО будут созданы в каждом субъекте РФ и станут ключевыми игроками на рынке электросетей. Их полномочия и правовое регулирование будут чётко определены. При этом несмотря на то, что оценку соответствия критериям будут проводить региональные органы власти самостоятельно, в законе предусмотрен прямой запрет на получение статусов ТСО и СТСО организациями, находящимися под контролем иностранных инвесторов.
Решение о получении территориальной сетевой организации (ТСО) статуса «системообразующая» будет приниматься непосредственно высшим должностным лицом субъекта РФ. Одновременно с получением данного статуса на СТСО будут возложены дополнительные функции и ответственность, прежде всего за обеспечение надёжного функционирования электросетевого хозяйства в соответствующем регионе.
Так, в соответствии с новым Законом СТСО будут ответственны за эксплуатацию, капитальный ремонт и модернизацию объектов электросетевого хозяйства, включая обязанности по передаче объектов электросетевого хозяйства в безвозмездное пользование, по рассмотрению инвестиционных программ ТСО, а также по привлечению экспертов для оценки тарифов на услуги. Кроме того, СТСО станут нести ответственность за надёжность и качество электроэнергии для потребителей, подключённых к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства.
С вступлением в силу Закона начнётся повсеместная реорганизация сетей по модели, называемой в среде специалистов «котёл-сверху», смысл которой следует разъяснить подробнее. В России тарифы на услуги по передаче электроэнергии рассчитываются по модели «котла». Сетевые организации предоставляют в региональную энергетическую комиссию (далее – РЭК) информацию о своих затратах и объёме перетока электроэнергии. РЭК, в свою очередь, суммирует расходы всех сетевиков и устанавливает тариф для каждой организации.
Термин «котловые тарифы» происходит от невозможности определить конкретного производителя электроэнергии. Каждый регион имеет свой «котёл», то есть набор тарифов для сетевиков (магистральные сети напряжением 220 кВ и выше не участвуют в региональных «котлах» и имеют отдельные тарифы), при этом, в регионе может быть «котёл сверху», где доминирует один крупный сетевик, или «котёл снизу», где множество мелких сетевиков.
Несмотря на то, что термины «котлодержатель» и «котловые тарифы» не имеют чёткого определения в нормативно-правовых актах, они широко используются в официальных документах.
Таким образом, в результате реализации положений Закона, в электроэнергетике всех регионов России сформируется та самая модель «котёл-сверху», при которой услуги по передаче электроэнергии потребителям будут предоставлять только СТСО, за исключением некоторых, определённых законом случаев. Остальные территориальные сетевые организации смогут оказывать услуги только иным территориальным сетевым организациям, включая СТСО.
Изменения, привносимые в практику работы сетевого хозяйства задуманы в целях улучшения структуры электросетевого рынка, повышения эффективности, управляемости и надёжности электроснабжения в регионах России. Но это на бумаге… Как будут реализовываться нормы Закона «на земле» покажет время.