В период с 24 по 26 октября в Сочи прошла ставшая уже традиционной Всероссийская тарифная конференция, организованная ФАС России. В конференции приняли участие представители органов регулирования всех уровней, организаций, подпадающих под государственное регулирование, были замечены специалисты крупнейших организаций электроэнергетики, а также представители профессиональных экспертных сообществ, занимающиеся проблематикой государственной тарифной политики.
Еще в анонсах мероприятия организаторы сообщали о том, что на форуме будут рассмотрены важнейшие вопросы в области государственной тарифной политики: особенности тарифообразования, принципы и инструменты тарифного регулирования, вопросы совершенствования законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), механизмы привлечения инвестиций в ключевые отрасли экономики и ряд других.
Отраслевой Профсоюз, прежде всего, интересовали вопросы, связанные с судьбой широко обсуждавшегося, но весьма сложно проходившего согласование в органах исполнительной власти проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» и наличие в законопроекте норм по учету в тарифно-балансовых решениях затрат на персонал, а также тенденции возможных изменений методов государственного регулирования цен (тарифов), требования к структуре необходимой валовой выручки регулируемых субъектов, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере госрегулирования.
Открывая конференцию в рамках пленарного заседания «Тарифное регулирование – инструмент устойчивого развития экономики», Руководитель ФАС России М.А. Шаскольский дал понять, что революционных преобразований в системе госрегулирования не намечается. Глава ФАС России сообщил, что прошлогодняя практика принятия решений об утверждении тарифов до 1 декабря себя зарекомендовала и такой подход, скорее всего, будет принят в ближайшее время. Руководитель федерального регулятора отметил, что переход на эталонный метод регулирования в электросетевом комплексе отложен до середины 2026 года, в том числе, по причине неопределенности временных рамок вступления в силу проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», имеющейся практики использования эталонных методов регулирования в энергосбытовой деятельности. В своем выступлении глава ФАС России также сообщил, что ожидаемый законопроект об основах госрегулирования прошел все важнейшие согласования, включая Минэкономразвития России, российскую трехстороннюю комиссию, что у законопроекта в ближайшее время хорошая перспектива принятия депутатским корпусом.
В рамках пленарного заседания перед участниками конференции выступили заместители Руководителя федерального ведомства – В.Г. Королев, С.А. Пузыревский и Г.Г. Магазинов; член Правления ПАО «Интер РАО», председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» А.Г. Панина.
Статс-секретарь — заместитель Руководителя ФАС России С.А. Пузыревский, в частности, рассказал о результатах контрольно-надзорной деятельности ведомства за 2023 год. Сообщил что после отмены моратория антимонопольный орган провел 60 проверок, 15 из которых — совместно с прокуратурой. По результатам совместных проверочных мероприятий из тарифов, например, в Краснодарском крае исключено 2,56 млрд. рублей необоснованных средств. Всего за 9 месяцев текущего года ведомство проверило 1005 тарифных решений для 226 регулируемых организаций и выдало 74 предписания об устранении нарушений. Замглавы ведомства более подробно представил законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», сообщив, что большинство разногласий с профильными федеральными органами исполнительной власти по документу сняты и, возможно, до конца года он будет внесен на рассмотрение депутатами Государственной Думы Федерального собрания РФ. Остановился заместитель Руководителя ФАС России и на особенностях обсуждения законопроекта представителями сторон социального партнерства заинтересованных отраслей, подчеркнув, что все разногласия урегулированы, а норма, позволяющая определять затраты работодателей на социально-трудовые нужды регулируемых организаций с учетом отраслевых соглашений, нашла свое отражение в законопроекте.
Проблематика учета экономически обоснованных затрат организаций на персонал стала ключевой и на следующий день Форума, на панельной дискуссии «Проблемы учета расходов на фонд оплаты труда в тарифах регулируемых организаций». Перед ее началом Статс-секретарь – заместитель Руководителя ФАС России С.А. Пузыревский, отметил, что фактор учета расходов на оплату труда при формировании тарифных решений всегда был приоритетным для ведомства – с одной стороны, с другой – одним из самых непростых, так как носит социальный характер и касается ряда сложных экономически значимых ориентиров не только для регулируемых отраслей, но и потребителей услуг организаций, подпадающих под госрегулирование. Поэтому, начиная с 2018 года, федеральный регулятор активно взаимодействовал с социальными партнерами федерального отраслевого уровня, включая представителей электроэнергетики – Ассоциацию «ЭРА России» и Всероссийский Электропрофсоюз.
Панельную дискуссию развернутым сообщением открыл Исполнительный вице-президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей ЖКХ В.А. Нефедов, который остановился на особенностях тарифного регулирования в сфере ЖКХ и представил предложения по совершенствованию тарифной политики в отрасли.
Затем свое видение проблематики представил Председатель Всероссийского Электропрофсоюза Ю.Б. Офицеров, отметивший, что по оценкам специалистов ВЭП за минувший год региональными регуляторами не учтены в тарифных решениях те или иные виды затрат социального характера у более чем 60% электроэнергетических компаний. Такая тенденция за последние годы хоть и улучшается, но остается достаточно напряженной, так как затрагивает и возможности формирования обоснованных объемов средств на оплату труда работников, и реализацию договоренностей сторон социального партнерства всех уровней по ОТС в электроэнергетике и коллективным договорам организаций.
– Мы понимаем, что в условиях рыночных отношений и государственных подходов к формированию цен (тарифов) на услуги регулируемых организаций всегда будут перекосы, – сказал в своем выступлении Председатель ВЭП, – но мы понимаем, что даже в этих условиях работники организаций электроэнергетики должны получать заработную плату, обусловленную их трудовыми договорами и обязательствами работодателей по условиям ОТС и коллективных договоров. Сейчас такое в полном объеме не происходит. Учитывая эти обстоятельства, считаем, что в тарифно-балансовых решениях регуляторов статьи затрат на персонал должны носить защищенный характер и учитываться в полном объеме. Конечно, здесь достаточно много важных нюансов, – продолжал руководитель отраслевого Профсоюза, – таких, как нормативы численности работников организаций, экономически обоснованные объемы социальных затрат, применение утвержденных систем оплаты труда на основе отраслевых стандартов, правоприменительная судебная практика, лояльность органов региональной исполнительной власти, которая должна строиться на нормативно-правовой основе и ряд других. В любом случае – это дискуссионные проблемы, которые могут быть разрешимы, если прислушиваться к мнениям участников и заинтересованных лиц непростого процесса тарифного регулирования.
Далее развил актуальную тему учета в тарифах затрат на персонал и взаимодействия заинтересованных сторон социального партнерства с ФАС России в своем выступлении руководитель Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный, который предложил совместно поработать над актуализацией Единых рекомендаций об оплате труда в сфере электроэнергетики от 10 апреля 2008 года и подумать над возможностью введения в ОТС в электроэнергетике дифференцирующих коэффициентов к размеру ММТС в зависимости от стоимости потребительской корзины в конкретном регионе (группах регионов) и степени напряженности соответствующего регионального рынка труда.
В заключение, подводя итоги панельной дискуссии, Статс-секретарь – заместитель Руководителя ФАС России С.А. Пузыревский отметил, что в тарифорегулируемых сферах по понятным причинам невозможно применение исключительно рыночных регуляторных механизмов, поэтому очень важно найти баланс между интересами не только работодателей и работников, но и потребителями услуг регулируемых организаций и пообещал, что по итогам конференции наиболее важные предложения участников войдут в итоговую Резолюцию мероприятия.